КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РУНЕТЕ
- За год посещаемость сайтов банковского сектора выросла на 17% и составила 274 тыс. посетителей в сутки
-
В Топ-20 сайтов сектора по посещаемости стало больше ресурсов
федеральных банков и меньше сайтов, предоставляющих кредитные,
брокерские и др. тематические услуги
- Количество активных
сайтов сектора в сентябре 2009-го достигла декабрьской отметки в 500
ресурсов (0,17% от общего числа сайтов Рунета)
- 31,7%
интернетчиков услугами банков стали пользоваться больше, 54% продолжают
пользоваться банковскими услугами в прежнем объёме
- 52% аудитории Рунета в последний год не планировали взятие кредита, 26,2% отложили его взятие до лучших времён
- Среди пользователей сети за последние полгода на 10% вырос интерес к вкладам – с 29 до 32%
- Сегодняшний показатель имеющих вклады россиян наибольший за последние 11 лет
- Потребительское кредитование интересует примерно четверть пользователей (+19%), ипотечное – 1/8 часть (-13%)
-
Услуги для бизнеса за полгода потеряли 5% интереса пользователей,
операции с ценными бумагами 13%, открытие банковских счетов -21%
-
80% россиян пользовались банковскими услугами в последние полгода: 37%
- вкладами, и пластиковыми картами, 29% - платежами, переводами и
обменом валют, кредитами – 13%
- 29% жителей страны имеют вклады в банках. Из них 23% - в Сбербанке России
-
Доля рекламных отчислений в тематике в 2008 году достигала 7,5%, после
чего последовал спад до 5%. По итогам II квартала 2009 г. он составил
6,9% отчислений
- Самое дорогое ключевое слово – «ПИФ», 50 рублей, самые дешёвые - «кредит» - 11 рублей и «ипотека» - 15 рублей
АУДИТОРИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РУНЕТЕ
Согласно данным Рамблер ТОП100,
с августа 2008-го по август 2009 года среднесуточная аудитория
банковского сектора в Рунете выросла на 17% и составила 274 тыс.
посетителей. Для сравнения, в феврале 2009 года
по сравнению с февралём 2008 года наблюдался спад посещаемости этих
ресурсов, что объясняется экономической ситуацией в стране. До IV
квартала 2008 был годом стабильным в финансовой сфере, а в конце
2008-го - начале 2009-го года как раз происходили кризисные явления в
экономике, непосредственно затронувшие валютную и банковскую сферы.
Рисунок 1. Динамика среднесуточной аудитории банковского сектора, август 2008-2009 гг.
Как уже отмечалось ранее,
наибольший всплеск посещений тематика пережила в октябре 2008 года с
началом финансового кризиса. На протяжении зимы (за исключением
традиционно «вялого» в деловом плане января) посещаемость сектора
держалась на отметке, превышающей 310 тыс. пользователей, затем начался
сезонный спад и летнее затишье. К августу число посетителей сайтов
тематики увеличилось по отношению к самой низкой отметке посещаемости в
2009 году (май, 259 тыс. чел.) на 5%.
БАНКОВСКИЕ РЕСУРСЫ В РУНЕТЕ
По сравнению с показателями февраля 2009 года, по данным Рамблер ТОП100,
структура первой двадцатки сектора по посещаемости успела несколько
измениться. В Топ-20 стало больше интернет-представительств самих
банков, вытеснивших из рейтинга новостные тематические ресурсы и часть
площадок по предоставлению банковских услуг.
Рисунок 2. Топ-20 ресурсов банковского сектора в феврале и августе 2009 года
Минимум
активных сайтов банковской тематики в течение полгода было
зарегистрировано в середине апреля (485 ресурсов). К середине августа
их количество достигло 500, что соответствует показателям конца 2008
года, после чего опять начало снижаться. Процент активных сайтов из
общего числа варьируется от 0,2% в начале марта до 0,17% в конце
августа.
Рисунок 3. Количество активных сайтов банковской тематики и их доля в общем числе ресурсов
ИНТЕРЕС НАСЕЛЕНИЯ К БАНКОВСКИМ РЕСУРСАМ В СЕТИ
Согласно собственному онлайн-опросу RUметрики,
более половины пользователей сети продолжают пользоваться услугами
банков в том же объёме, что и прежде. Почти треть интернет-аудитории
(31,7%) услугами банков стали пользоваться больше, а 14,3% - меньше,
чем год назад.
Рисунок 4. Изменение пользования банковскими услугами аудиторией интернета, за последний год
При этом 52%
интернет-аудитории заявляют, что в течение последнего года они не
планировали пользоваться услугами кредитования, а 26,2% - отложили
получение кредита до лучших времён. Примерно каждый пятый (21,8%
опрошенных) тем мне менее либо недавно взяли, либо планируют в
ближайшее время взять кредит.
Рисунок 5. Планы российских интернетчиков на кредитование в течение последнего года
Что же касается
изменения интереса интернет-пользователей к различным банковским
услугам за последние полгода, то по большинству направлений интерес
увеличился. Вкладами и депозитами заинтересовались на 14% пользователей
больше, чем в феврале текущего года, инвестициями в драгметаллы и
монеты – на 13% больше. Потребительским кредитованием интересуются на
19% больше. Также повышенного внимания россиян удостоились денежные
переводы по России и за её пределы (+34%). Иными словами, после
кризисной зимы 2009 года пользователи стали ещё больше интересоваться
возможностями сохранить имеющиеся средства, либо, напротив, способы
помочь родственникам, либо совершить крупные покупки, пусть и в кредит.
Рисунок 6. Динамика интересов интернет-пользователей к банковской тематике, февраль и август 2009 года
Кроме того, в
августе 2009-го пользователи больше внимания стали уделять справочной
информации о банках: их рейтингах по популярности и прибыльности (+8%),
новостями (+44,5%) и исследованиями банковского сектора (+57%), что
насущно после массовых банкротств мелких банков прошлой осенью и зимой.
Больше пользователей сети заинтересовалось управлением банковскими
счетами через интернет – теперь это каждый пятый (21,1%, +37%).
В то же время
меньше стало тех, кто запрашивал в сети информацию об открытии
банковских карт и счетов (-21%), ипотечном кредитовании (-13%),
операциях с ценными бумагами, пифами (-13%), услугах для бизнеса (-5%).
Эти направления в большей степени пострадали от кризиса.
В целом, доля тех, кому информация по банковской тематике вовсе неинтересна, снизилась с 12,1% до 10,8% (-11%).
Для сравнения, аналитическая компания Фонд Общественное мнение в начале сентября 2009 года провела исследование пользования банковскими услугами населения РФ в целом. Так, согласно отчёту ФОМ,
в последние полгода более трети россиян (37%) пользовались пластиковыми
картами, банковскими вкладами и депозитами. Преимущественно это
обладатели зарплатных карт, однако 15% опрошенных пользовались
рублёвыми вкладами до востребования, срочными рублёвыми вкладами и
депозитами – 4%, по 1% - валютными вкладами и дебетовыми картами без
привязки к зарплатным картам.
Рисунок 7. Пользование россиян банковскими услугами в последние полгода
Из платёжных
услуг (29% респондентов) лидирует оплата коммунальных услуг (25%), 7%
опрошенных совершали денежные переводы и 3% - обмен валюты. 13% россиян
продолжают пользоваться кредитами: по 5% заключали кредиты в офисе
банка или пользовались кредитными картами, 4% брали потребительский
кредит в магазине, 2% - кредит на покупку автомобиля и 1% - ипотеку. В
числе прочих услуг, которыми в последние 6 месяцев пользовались жители
нашей страны, называются интернет-банкинг, аренда банковских сейфов и
ячеек, покупка / продажа дорожных чеков, а также услуги на фондовом
рынке (ДУ, БО, ПИФ, ОФБУ).
Вкладами и
депозитами в последние полгода пользовались преимущественно жители
городов-миллионников, платежами и переводами занимались москвичи, а вот
кредиты больше других, по отчётам ФОМ, брали жители городов с населением от 250 тыс. до 1 миллиона.
Всего вклады в банках имеют 29% жителей страны. Из них 23% - в Сбербанке России.
Рисунок 8. Демографические характеристики российских вкладчиков
Согласно исследованию Фонда Общественное мнение,
только 25% российских вкладчиков – граждане от 18 до 30 лет. Больше
всего их среди населения старше 60 лет (34%), либо в возрасте 31-45 лет
(30%). У 36% вкладчиков высшее образование, 35% - доходы выше среднего,
31% - средние доходы.
Больше всего
вкладчиков среди жителей небольших городов с населением от 50 до 250
тыс. жителей (35%), почти столько же – в городах-милионниках. 31% живут
в городах с населением от 250 до 1 миллиона жителей, 30% - в Москве. В
сёлах лишь каждый пятый имеет вклад в банке, в небольших городках и ПГТ
– каждый четвёртый.
Рисунок 9. Динамика наличия вкладов в банках у населения (1998-2009 гг.)
Нынешний
показатель имеющих вклады россиян – наибольший за последние 11 лет. С
1998 года прирост составил 65%. Даже по сравнению с декабрём 2008 года
прирост – 12%.
Основные
факторы, по которым россияне выбирают банк – его надёжность (54%),
поддержка со стороны государства (44%), известность (35%), репутация
(34%), выгодные проценты (32%) и длительность работы на рынке (31%).
ДОХОДЫ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РУНЕТЕ
По данным сервиса контекстной рекламы «Бегун»,
популярность банковских и финансовых услуг у рекламодателей в последний
год весьма неравномерна. В течение первых трёх кварталов 2008 года
отчисления в этом направлении стабильно росли (до 7,5% в III квартале),
после чего в связи с кризисом тематику ожидал значительный спад (до
4,98%). Впрочем, уже в I квартале 2009 года показатель почти достиг
объёмов отчислений начала 2008 года.
Рисунок 10. Изменение доли банковского сектора в рекламных бюджетах контекстной рекламы, по данным «Бегуна»
Самое дорогое
ключевое слово тематики – «ПИФ» - 50 рублей. При этом ставка за
«ипотеку» - 15 рублей, а «кредит» - 11 рублей. Ежемесячно проводится
более 300 рекламных кампаний по тематике «Банки, финансы». Сама
тематика по итогам II квартала 2009 года оказалась на четвертом месте
по активности рекламодателей.
В общем можно
отметить, что банковский сектор в интернете постепенно «входит в колею»
после кризисного потрясения конца 2008 – начала 2009 года. И хотя об
окончательном завершении экономического (финансового) кризиса говорить
пока рано, окончательные его итоги не подведены – банки начинают
постепенно оживать, привлекать новых клиентов. И интернет-сектор в
данном случае не остаётся в стороне. Отдельные банки активнее начинают
продвигать свои сайты в сети, всё больше интернет-пользователей
начинают интересоваться банковской тематикой и как минимум –
использовать интернет-банкинг. При этом популярность кредитов у
населения остаётся невысокой. Рекламодатели, в свою очередь, живо
реагируют на пользовательский интерес и повышают ставки, что, в свою
очередь, должно повлечь ещё большую популярность и прибыльность
сектора.
|