Государственная дума намерена внести изменения в
Налоговый, Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, а также в закон
"О милиции". Эти изменения дадут шанс избежать уголовного наказания
тем, кто впервые был уличен в неуплате налогов, полностью признал свою
вину и добровольно перечислил в бюджет недоплаченные средства. Однако,
как выяснилось, налогоплательщики, у которых не будет желания спорить с
налоговиками в судах, смогут воспользоваться новым порядком
многократно. Сторонники законопроекта уверены, что он позволит
государству наполнять бюджет вместо тюрем.
Законопроект, смягчающий порядок привлечения к уголовной
ответственности за налоговые преступления, был внесен в Госдуму в
начале июля этого года группой депутатов, среди которых председатель
нижней палаты парламента Борис Грызлов (к слову, в этом году это всего
второй проект закона, автором которого стал спикер) и председатели пяти
думских комитетов -- Юрий Васильев, Евгений Федоров, Павел
Крашенинников, Владимир Плигин и Владислав Резник. Столь звездный
состав авторов гарантировал документу стопроцентную проходимость. В
середине сентября на него был получен в целом положительный отзыв
правительства за подписью вице-премьера Сергея Собянина. 9 октября
профильный комитет по бюджету и налогам рекомендовал Госдуме принять
законопроект в первом чтении. Рассмотрение намечено на 16 октября.
Прежде всего законопроект предлагает существенно поднять пороги
отнесения случаев уклонения от уплаты налогов к крупным и особо крупным
размерам, по которым, собственно, и следует возбуждать уголовные дела.
Сейчас налогоплательщик может быть привлечен к уголовной
ответственности, если сумма невыплаченных за три года налогов превысила
100 тыс. руб. для физических лиц и 500 тыс. руб. -- для юридических.
Данные суммы не индексировались более шести лет. Поэтому порог
уклонения в крупном размере предлагается поднять до 500 тыс. руб. для
граждан и до 1,5 млн руб. -- для организаций. "Особо крупным" будет
считаться уклонение на сумму свыше 2,5 млн руб. для физических лиц
(сейчас этот порог составляет 500 тыс. руб.) и 7,5 млн руб. -- для
юридических (вместо нынешних 2,5 миллиона).
По действующему законодательству налоговые органы обязаны сразу
передавать правоохранительным органам информацию обо всех случаях
уклонения от уплаты налогов в крупных и особо крупных размерах, а
милиция должна возбуждать по этим материалам уголовные дела. Авторы
законопроекта предлагают дать нарушителям налогового законодательства
возможность в течение двух месяцев полностью погасить обнаруженный за
ними долг, штрафы и пени. Если удастся уложиться в указанный срок,
правонарушитель освобождается от уголовной ответственности. В
пояснительной записке к законопроекту отмечается, что данная инициатива
является реакцией на призывы двух президентов: бывшего -- Владимира
Путина -- прекратить налоговый "террор" и нынешнего -- Дмитрия
Медведева -- перестать "кошмарить" бизнес. Авторы проекта закона
признают, что сейчас "угроза привлечения к уголовной ответственности
рассматривается как едва ли не самое эффективное средство "разговора"
государства с налогоплательщиком".
При этом полностью отказываться от "эффективного средства" авторы
законопроекта не намерены. Они предлагают даже еще более активно
использовать уголовную ответственность, но исключительно для пополнения
бюджета. В обязательных уведомлениях о выявленных недоимках налоговые
органы будут обязаны предупреждать налогоплательщиков о возможности
возбуждения против них уголовного дела. Но "государство заинтересовано
не в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков было привлечено к
уголовной ответственности и "село" в тюрьму, -- отмечается в
пояснительной записке, -- а в том, чтобы налогоплательщик, допустивший
налоговое правонарушение, компенсировал государству все потери".
Интересно, что в первый раз возможность деятельного раскаяния по
налоговым преступлениям появилась в УК в июне 1998 года, когда
российский бюджет, как и сейчас, испытывал значительные трудности с
пополнением. Тогда полностью признавшие свою вину, содействовавшие
раскрытию преступления и возместившие государству ущерб могли
рассчитывать на освобождение от уголовной ответственности. Так, в
частности, в 1999 году поступили тогдашний глава компании "ЛиС'С"
Сергей Лисовский (ныне сенатор), перечисливший налоговикам 250 тыс.
руб. с бесплатных обедов в ресторане "Феллини", генеральный директор
издательского дома "Вагриус" Владимир Григорьев и гендиректор
рекламного агентства "Премьер СВ" Владимир Жечков. Последним, кто успел
воспользоваться этой нормой, стал глава компании "ЮКОС-Москва" Василий
Шахновский, который возместил по налогам и взносам в Пенсионный фонд
вместе с пенями и штрафами 53,4 млн руб. и избежал печальной участи
других руководителей ЮКОСа -- Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
В ноябре 2003 года в УК были внесены поправки, исключившие прекращение
уголовного преследования даже при деятельном раскаянии. Сделано это
было в рамках предложенных тогдашним президентом Владимиром Путиным
изменений, направленных на гуманизацию уголовного законодательства в
отношении экономических преступлений (за них тогда были увеличены
штрафы, а сроки тюремного заключения сокращены). Возможность закрытия
уголовных дел в отношении возместивших нанесенный ущерб была удалена из
УК в последний момент, как утверждалось, по настоянию Кремля. Для этого
президентский законопроект даже пришлось экстренно вернуть во второе
чтение.
И все-таки у предлагаемого авторами нынешних поправок порядка есть одно
важное отличие от существовавшего в 1998--2003 годах. Это позволяет
говорить о том, что авторы новации решили пойти дальше в
декриминализации ошибок в налоговой отчетности. Тогда совершившие
налоговые преступления освобождались от наказания, а уголовные дела в
их отношении прекращались. Сейчас при возмещении ущерба на стадии
двухмесячного предварительного расследования уголовные дела даже не
будут возбуждаться. Причем это касается и тех правонарушений, которые
выявлены не налоговиками, а милицией. В статью 10 закона "О милиции",
определяющую ее обязанности, предлагается внести специальный пункт,
который требует от сотрудников милиции направлять всю информацию о
вскрытых ими налоговых преступлениях в фискальные органы.
Привлекавшийся к разработке законопроекта председатель экспертного
совета комитета Госдумы по бюджету и налогам, председатель налогового
комитета организации "Опора России" Михаил Орлов пояснил "Времени
новостей": лицо, в отношении которого уже возбуждалось уголовное дело
по налоговым статьям, даже если дело не дошло до суда, не сможет
воспользоваться возможностями нового закона. Зато те налогоплательщики,
которые возмещением ущерба на стадии предварительного расследования
сумеют избежать возбуждения уголовного дела, смогут и в дальнейшем
договариваться с налоговой службой.
При этом г-н Орлов поясняет, что новый порядок распространяется только
на налоги и сборы, определенные Налоговым кодексом: "Никто не знает,
что такое страховые платежи, и данный законопроект не имеет к ним
никакого отношения". Он также обращает внимание, что в налоговых делах,
связанных с юридическими лицами, основанием для освобождения от
ответственности может быть погашение недоимки не только организацией,
но и самим привлекаемым лицом. Например, если директор сам погасит долг
за возглавляемую им структуру.
Вполне цивилизованной практикой называет возможность договориться в
досудебном порядке директор по развитию Центра фискальной политики
Антонина Ковалевская. Тем более что таким образом согласный с
претензиями налоговиков экономит на судебных издержках, адвокатах и
аудиторах. Михаил Орлов обращает внимание, что добровольно возместивший
весь ущерб налогоплательщик освобождается от штрафа, который может быть
наложен на нарушителя решением суда. "Так как уголовное дело не
заводится (или прекращается), то санкции, предусмотренные УК, на
налогоплательщика не накладываются", -- пояснил юрист.
"Налогоплательщик мог допустить ошибку, неумышленно нарушить
законодательство, не так его понять, -- считает г-жа Ковалевская. --
Ужас в том, что у нас любой пункт налогового, да и любого другого
законодательства может быть истолкован по-разному. И налогоплательщик
не может понять, как будут толковаться те или иные положения закона
конкретным инспектором налоговой службы. А там никогда не дают
консультаций, там нельзя попросить совета, помощи в разрешении
конкретной проблемы. Налоговики отправляют к юристам, аудиторам,
которым тоже нужно платить".
"Сложное налоговое законодательство стало первопричиной появления этого
законопроекта, -- соглашается г-н Орлов. -- У нас привлекают к
уголовной ответственности, полагая очевидным, что налогоплательщик
нарушил закон, исключительно чтобы минимизировать налоги. Была задача
добиться того, чтобы хотя бы один раз простили налогоплательщика".
Однако управляющий партнер консалтинговой компании Tax Group Дмитрий
Путилин считает, что предлагаемые новации фактически легализуют реально
существующий сейчас порядок. "Милиция не может самостоятельно выявить
размер недоимки. Для этого проводится выездная проверка налоговой
инспекцией, которая привлекает нарушителей к ответственности в рамках
Налогового кодекса. После этого у предпринимателей и организаций есть
возможность заплатить все долги. Добросовестные налогоплательщики и
даже не очень, но с деньгами и так платили сразу, как только им
предъявляли претензии налоговики -- без милиции и суда. И милиции это
не нужно -- заниматься привлечением к ответственности при отсутствии
недоимки. И только если недоимки по налогам, пени и штрафы не
взыскиваются в течение двух месяцев, материалы передаются в милицию,
которая возбуждает уголовное дело", -- пояснил г-н Путилин. По его
словам, даже если уголовное дело все-таки возбуждается и передается в
суд, то "суд обязательно учитывает, проявил ли налогоплательщик
деятельное раскаяние, даже если хотя бы частично оплатил числящийся за
ним долг". Но то, что теперь уголовное дело даже не будет заводиться,
он считает "шагом навстречу добросовестным налогоплательщикам, особенно
средним и крупным".
Вместе с тем юрист обращает внимание, что в выигрыше от нового порядка
оказываются только те компании, которые имеют средства. "А что делать,
особенно сейчас, компаниям, которые влачат жалкое существование? Они бы
и рады все заплатить, но у них на это физически нет средств. Их можно
посадить всем составом в тюрьму, хоть на кол, но взыскать с них ничего
невозможно. Трудно что-либо сделать с арестом счетов, крайне сложно
получить обеспечительные меры в арбитражном суде по приостановлению
решений налоговых органов о взыскании средств. В итоге предприятия,
которые худо-бедно работают, фактически режут на корню", -- возмущается
г-н Путилин.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в конце сентября
правительство одобрило предложенные Министерством финансов поправки в
первую часть Налогового кодекса, появление которых также можно
объяснить заботой о пополнении бюджета. С будущего года значительно
увеличиваются размеры штрафов примерно за десяток видов нарушений
налогового законодательства. Так, минимальный штраф за непредставление
налоговой декларации возрастет со 100 до 1 тыс. руб. А если просрочка
составит более 180 дней, то минимальный штраф достигнет 10 тыс. руб.
Отсутствие каждого необходимого для контроля за правильностью
оформления декларации документа обойдется гражданам и компаниям в 200
руб. вместо нынешних 50.
|