По оценкам ЭКЦ «Инвест-Проект», объем корпоративного сегмента российского рынка кейтеринга в 2008 году составил $430 млн. Основная его доля, около 66 %,
приходится на столицу - объем московского рынка составил $284 млн.
Потенциально достижимая емкость московского рынка оценивается в $900
млн. в год. Трудности рынка корпоративного питания во многом
обусловлены проблемами бизнеса в стране. «Кейтеринг обеспечивается
работой множества малых и ограниченного числа средних предприятий, -
говорит руководитель ЭКЦ «Инвест-Проект» Андрей Лумпов. - Поэтому
проблемы рынка аналогичны проблемам малых предприятий, работающих на
удовлетворение текущих потребностей населения. Снижение зарплат и
среднедушевых доходов, происходящее в настоящее время, уменьшает
емкость и объем рынка, обостряет конкуренцию, несмотря на то, что в
целом рынок далек от насыщения. Только у лидеров рынка есть достаточно
возможностей для маневра и увеличения своей доли». Если в прошлом
году на московском рынке действовало около 500 кейтеринговых компаний,
то, как отмечают аналитики «Инвест-Проект», около 60 мелких компаний
из-за финансовых проблем в этом году вынуждены будут уйти с рынка. Текущая
скорость продаж московского рынка к концу 2009 года упадет примерно на
30 % по сравнению с максимумом скорости продаж в 2008 году. Но в
среднегодовом исчислении падение объема продаж не будет таким
кардинальным и сократится значительно меньше. И аналитики, и
игроки уверены, что в следующем году рост возобновится. «По нашему
прогнозу, в 2010 году рынок будет расти, - говорит Андрей Лумпов, - но
до уровня 2009 года дотянуть не успеет. В 2011 году объем рынка
значительно вырастет, в результате чего восстановится средний уровень
продаж докризисного 2008 года». Чтобы выжить в нарастающей
конкуренции, кейтеринговым компаниям приходится подстраивать стратегию
под меняющуюся ситуацию. «У каждой компании своя ситуация и свой путь
для роста или удержания позиций на рынке, - говорит Андрей Лумпов. -
Отстающим приходится думать о продаже бизнеса или находить уникальную
нишу. Для того чтобы выбрать правильную стратегию, надо знать свои
возможности и независимую информацию о состоянии рынка, ближайших
конкурентах, потребностях потребителей и распределение их доходов. В
ближайшие десять лет главной задачей всех игроков будет принятие
эффективных мер по увеличению емкости рынка и скорейшее занятие новых
рыночных ниш».
|