В том, что редкие или антикварные автомобили не просто предмет для
эстетического наслаждения известно не только коллекционерам. Но то, что
даже в период кризиса раритеты являются одним из наиболее инвестиционно
привлекательных инструментов вложения финансовых средств, стало понятно
только в последнее время.
Сегодня, когда главной целью стало хотя бы сохранение своих
сбережений на прежнем уровне без потерь, владельцы дорогих машин
заработали более 60%. Именно на столько, по данным Bloomberg, в среднем
выросли цены на коллекционные автомобили с сентября 2006 года.
За последние 5 лет стоимость Ferrari 275GTB (1966 года выпуска)
выросла с $500 тыс. до $810 тыс. Купе Aston Martin DB 2/4 (1953 года
выпуска) был продан за $1,65 млн, что в 2 раза превышает стоимость
аналогичной модели в 2007 году и в 3 раза - оценки аналитиков накануне
аукциона.
По данным Дэвида Кинни, создавшего ценовые индексы наиболее
интересных для коллекционеров автомашин, стоимость некоторых моделей, в
том числе Ferrari 250 GT California Spyder, подскочила более чем в 2
раза.
Для сравнения: золото, которое считается самым выгодным традиционным
вложением денег, за этот период подорожало на 30%, международный индекс
стоимости предметов искусства Art Market Confidence опустился на 69%.
Показатель WinePrices Fine Wine 100, фиксирующий динамику стоимости
100 наиболее редких и изысканных вин, потерял с апреля 2008 года по
январь 2009 года 38%. Фондовый индекс Standard & Poor's 500 за
последние 3 года упал на 24%.
По мнению Форда Хикока из Heacock Classic, занимающейся страхованием
коллекционных автомобилей, значительную роль в повышении спроса на редкие автомашины
сыграло телевидение, пишет "Интерфакс". Начиная с 2002 года ряд
телеканалов в США, включая Speed Channel, широко освещали автомобильные
аукционы, что привлекло внимание инвесторов.
Также имеет значение и эмоциональный подъем от участия и победы в
аукционе. По словам Ф.Хикока, сделки между частными лицами всегда
приносят меньше денег, чем продажа автомобиля с молотка.
Наиболее популярны у американских коллекционеров французские Bugatti
и итальянские Ferrari. Цена каждого экземпляра зависит от качества
оригинальной работы (предпочтительна ручная сборка) и реставрации,
количества выпущенных автомобилей этой модели, вида двигателя и
индивидуальной истории. Особо ценятся автомобили, на которых
выигрывались гонки Formula 1 или аналогичные состязания.
Как писала The Financial Times, Индекс HAGI Top, отслеживающий ценовые
колебания на рынке 11 брендов и 38 моделей классических автомобилей,
вырос на 39% с момента своего запуска в начале 2008 года по 31 июля
2009 года. На последних аукционах Bonhams было продано от 80% до 98%
лотов при обычном уровне 60-80%.
"Когда у вас есть что-то, что больше не производят, его стоимость
растет. Если разбираться в вопросе, можно сделать на этом деньги", -
утверждает американский комик Джей Лено, коллекция которого насчитывает
105 автомобилей и 90 мотоциклов.
Коллекционные автомобили приносят своим владельцам не только
эстетическое удовлетворение, но и неплохую прибыль: со временем
раритеты, снятые с производства, дорожают больше, чем предметы
искусства или золото.
Журнал "Колеса"
|