Вся теория технического анализа базируется на шести положениях или постулатах, выведенных Чарльзом Доу:
- Цена учитывает всё.
Все новости и все факторы, которые способны повлиять на цену, влияют на неё и находят своё отражение в ней. - На рынке действуют три типа тенденций: «первичная», или
основная, «второстепенная», или вторичная, и «третьестепенная», или
малая.
Ценовые колебания всегда являются следствием сложения этих трех
тенденций, действующих одновременно, но не обязательно в одинаковом
направлении. Доу сравнивал эти три категории, соответственно, с
приливом, волнами и рябью на море. Обычно основная тенденция состоит из трех фаз. Когда цена колеблется
на дне рынка в узком интервале от двух-трёх и более недель, вся
неблагополучная информация уже учтена рынком и наименее
квалифицированные и нетерпеливые инвесторы готовы продавать даже при
малейшем повышении цены, а наиболее информированные и квалифицированные
инвесторы начинают покупать, и до начала растущей тенденции происходит
«накопление» ценных бумаг у маленькой группы профессионалов. Это фаза
накопления (“accumulation”). Во второй фазе, когда цены стремительно
растут и экономическая информация оптимистична, в игру включаются
инвесторы, использующие технические методы следования за тенденцией.
Наконец, в третьей фазе, на вершине рынка в преддверии начала падения
наиболее информированные и опытные инвесторы начинают распродавать
накопленное в период первой фазы. Множество малоинформированных
любителей, желающих обогатиться, продолжают покупку акций в надежде на
дальнейший рост цены. Происходит «распределение» (“distribution”)
ценных бумаг среди многих любителей. - Зоны поддержки и зоны сопротивления дают ценовые сигналы.
Другими словами, тенденция считается продолжающейся, пока не будет
доказано обратное, то есть пока не появились явные сигналы о том, что
она изменилась. Как это происходит? Доу говорил, что в тот момент, когда происходит
приостановка растущей тенденции, она сталкивается с «сопротивлением»
(“resistance”) — рынок достиг того уровня, когда крупные игроки готовы
продавать. Затем происходит короткий спад, на котором профессионалы
производят промежуточную скупку акций, а затем рынок как бы
отталкивается от некого уровня, который получил название уровень
«поддержки» (“support”), и вновь начинается подъём. На нисходящей
тенденции также возникают уровни поддержки и сопротивления, но в
обратном порядке, то есть уровень поддержки становится уровнем
сопротивления. - Объем должен подтверждать характер тенденции.
Значимость ценового движения как сигнала усиливается, когда
возникает большой объем сделок (оборот). Объем следует за направлением
тренда, и если объем высокий, когда рынок поднимается, и маленький в
период падения рынка, это говорит о том, что рынок пойдет вверх.
Объяснение этому правилу очень простое. Когда объем большой при
повышении цен, это значит, что инвесторы склонны слишком быстро
фиксировать прибыль. Но затем при продолжающемся росте рынка они
начинают сожалеть о своих действиях и хотят снова купить. Большой
оборот на повышениях гарантирует, таким образом, продолжительный спрос. - Тренд должен подтверждаться подъёмами и спадами.
Восходящая тенденция остается незыблемой, пока все новые вершины и
основания не перестанут подниматься. Нисходящая тенденция,
соответственно, устойчива, пока не прекратится понижение всех пиков и
впадин. - Индексы должны подтверждать друг друга.
Доу говорил о введённых им промышленном и транспортном индексах.
Первостепенная тенденция фондового рынка реально не установилась, пока
оба индекса — и индекс промышленных, и индекс транспортных компаний не
начнут однонаправленное трендовое движение. Если в динамике индексов
есть расхождения, значит, характер рынка не изменился и еще действует
предыдущая тенденция.
Три аксиомы технического анализа
Как любая теория, кроме постулатов, технический анализ опирается и
на утверждения или аксиомы. Эти утверждения являются основой всего
технического анализа.
- Аксиома 1. Движения рынка учитывают все
Это главная аксиома, вытекающая из первого постулата Чарльза Доу.
Суть её состоит в том, что любой фактор, влияющий на цену акции —
экономический, политический или психологический — заранее учтен рынком
и отражен в ее графике. Аксиома говорит о том, что на любое изменение цены есть
соответствующее изменение внешних условий. Специалисты по
фундаментальному анализу справедливо утверждают, что если спрос
превышает предложение, то цена на акции будет расти. Технический
аналитик сделает вывод «наоборот» — если цена на какие-либо акции
растет, то спрос превышает предложение. Отсюда делается вывод, что
следует покупать с тем, чтобы позже продать и получить прибыль. - Аксиома 2. Цены двигаются направленно
Это предположение стало основой для создания всех методик
технического анализа. Термин «тренд» (от английского термина “trend” —
«направленное движение») означает определенное «направление движения
цен». Главной задачей технического анализа является именно определение
трендов (т. е. их характеристик от момента возникновения до самого
конца) для использования в торговле. Выделяют три типа трендов: - Бычий (“Bullish”) — движение цены вверх;
- Медвежий (“Bearish”) — движение цены вниз;
- Боковой (“Sideways”, “Trading Range”) — цена вверх или вниз практически не изменяется, а движется в горизонтальном направлении.
В чистом виде все три типа трендов практически не встречаются,
поскольку движение «по прямой» на ценовом графике — большая редкость. Другими словами, «бычий» тренд — это тренд, в котором в ценовых
колебаниях преобладают движения цен вверх, при «медвежьем» тренде
доминирующими будут движения цен вниз, а при «боковом» тренде колебания
цены по сравнению с предыдущими движениями вверх или вниз незначительны. Когда говорят «трендовый рынок», то имеют в виду, что цена заметно
движется вверх или вниз, т.е. в «бычьем» или «медвежьем» направлении.
При этом «боковое направление считается «бестрендовым». - Аксиома 3. История повторяется
Из этой аксиомы следует, что движения цен носят в определённой мере
циклический характер — за подъёмами следуют спады, боковые движения
рынка и новые подъёмы, и если определенные методы технического анализа
работали в прошлом, то они будут работать и в будущем, поскольку это
основано на устойчивой человеческой психологии. Другими словами,
понимание будущего лежит в изучении прошлого.
Рассмотрим ещё несколько терминов технического анализа.
Под термином «движение рынка» аналитики понимают два основных вида информации: цена и объем
Цена. Под ценой понимается как действительная цена товаров на
биржах (кофе, нефть, металлы, хлопок, какао-бобы и т.д.), так и цена
акций.
Объем торговли — общее количество проданных-купленных акций.
Цена — главный из этих показателей. Ее изучать наиболее
удобно, и большинство методов технического анализа используют именно
цену. Данные о цене общедоступны для любого рынка, а информационные
каналы передают их без промедления: через доли секунды они появляются
на мониторе, а на следующий день — в аналитических изданиях и средствах
массовой информации.
Объем торговли является вторичным индикатором и также играет
большую роль для прогнозирования. Использование объемов торгов — уже
более специфический метод, чем прогнозирование с помощью цены, поэтому
встречается реже.
Профессиональный технический анализ цен акций обычно строится с использованием индикаторов «цена» и «объём торговли».
Ещё несколько слов о терминах. Высшая точка очередного подъёма, даже
промежуточного, и в российской научной литературе, и в торговой
практике может называться по-разному — «вершина» или «пик»
(по-английски — “pick”). Низшая точка очередного спада может называться
«дно», «донышко», «основание» (по-английски “bottom”). В зависимости от
контекста используются те или иные термины.
|