Великий индикатор:
Чарльз Доу изменил фондовую Америку и весь финансовый мир больше, чем
любой известный банкир или финансист. Он не умел играть на бирже, да и
не хотел этим заниматься. Однако сейчас ни один день на финансовом
рынке не обходится без упоминания его фамилии.
Финансовый репортер
Родился Чарльз Доу 6 ноября 1851 года. Отец его умер, когда
мальчику было всего шесть, и с той поры на него легла большая часть
обязанностей по хозяйству. Однако интересы его не ограничивались
родительской фермой, и он довольно рано покинул свой дом. Несмотря на
то что ему не хватало средств на получение высшего образования, он
вырос весьма начитанным и сообразительным. В 18 лет ему удалось
устроиться репортером в газету Springfield Daily Republican. Хоть это и
была самая низкая должность в провинциальной газете, Доу был счастлив.
Здесь он проработал до 1875 года, после чего ушел в другую газету --
The Providence Star. Она была еще меньше, но там Чарльза взяли на лучше
оплачиваемую должность редактора вечернего выпуска. На новой должности
в новой газете Чарльз стал заниматься широким кругом вопросов. Работа
ему нравилась, его ценили. Он написал несколько репортажей о поисках
золота и серебра в Колорадо в 1877 году. И фактически открыл дорогу
новому жанру -- финансовой журналистике. Вскоре после этого он понял,
что заниматься ею не только интересно, но и выгодно.
Впрочем, ему уже было тесно в провинциальной газете. И Доу
вместе со своим другом и сослуживцем Эдвардом Джонсом в 1880 году
отправился покорять Нью-Йорк. Здесь они устроились в информационное
агентство Kiernan News Agency, которое занималось распространением
рукописных новостей среди банков и брокерских компаний. И Доу, уже
признанный авторитет в своей области, стал писать отчеты о поведении
цен на акции золотодобывающих компаний.
В агентстве Чарльз и Эдвард проработали без малого три года.
Подкопив денег, в ноябре 1882 года решили основать собственное дело.
Созданная компания называлась Dow Jones & Co. Офис находился по
адресу Wall Street, 15 -- дверь рядом со входом на Нью-Йоркскую
фондовую биржу. Продуктом новоиспеченной компании стал информационный
листок Customer`s Afternoon Letter. Поначалу тираж не дотягивал до
сотни экземпляров. Отчасти это объяснялось тем, что друзья писали его
от руки. Первое издание, продававшееся по два цента и выпущенное в
начале 1883 года, мало кто заметил, а между тем на Уолл-стрит произошла
революция.
Письма после полудня
Customer`s Afternoon Letter в первую очередь представляла собой
сводную таблицу торгуемых акций с их текущей ценой и изменением цены за
день. Такой информации в Нью-Йорке в то время не существовало. Конечно,
в брокерских конторах для внутреннего пользования подобные таблицы
составлялись, но Customer`s Afternoon Letter впервые предлагалась всем
желающим, к тому же в ежедневном режиме. Кроме таблицы в газете
печатались отчеты компаний. В конце XIX века это была, без
преувеличения, инсайдерская информация. Компании боялись показывать
результаты работы и свою фактическую стоимость, опасаясь враждебного
поглощения. А законодательных актов, обязывающих их раскрывать эту
информацию, тогда еще не было. Лишь в 1934 году по закону о ценных
бумагах компании обязали регулярно публиковать свою квартальную и
годовую отчетность. До этого почти 50 лет Customer`s Afternoon Letter
(впоследствии -- The Wall Street Journal) оставалась единственным
источником такой информации. Доу и Джонс с помощью своей газеты стирали
пропасть между инсайдерами и обычными игроками, делая информацию
доступной для всех участников торгов.
Первое время Чарльз и Эдвард сами бегали по Уолл-стрит,
выпытывая информацию у трейдеров и подслушивая их разговоры. Потом для
этой работы Dow Jones & Co специально нанимала мальчиков. Впрочем,
все, кто работал у Доу, обязаны были приносить финансовые новости.
Большая часть сенсаций добывалась именно подслушиванием. Позднее
секретные сведения газете стали доверять и махинаторы -- публичным
заявлением они могли сдвинуть курс акций в нужную для себя сторону.
Компания росла. Наняли даже специальных людей для
распространения подписки. Общее число персонала достигло 50 человек. К
середине 1889 года Customer`s Afternoon Letter потолстела и сменила
название на более респектабельное -- The Wall Street Journal. К началу
XX века ее тираж достигал 7 тыс. экземпляров. Созданная Доу
информационная империя сейчас процветает. В Dow Jones & Co входят
не только печатные издания и индексы, но и электронные издания. Прибыль
по итогам 2002 года составила $200 млн, а капитализация достигла $4,7
млрд. В штат компании входит более 8 тыс. человек, а число подписчиков
составляет около 2 млн человек по всему миру.
В среднем по рынку
Однако публикации котировок и другой финансовой информации Доу
показалось мало. У Чарльза созрела мысль, что чтение его таблицы, в
которую входило все большее число акций, не может наглядно представить
читателю направление и силу рынка, не говоря уж об отдельных его
секторах. Так возникла идея о приведении курсов акций к среднему
значению -- индексу фондового рынка. Первый индекс Доу был опубликован
в Customer`s Afternoon Letter 3 июля 1884 года. В него входило 11
наиболее ликвидных акций. Большинство из них представляли ценные бумаги
железнодорожных компаний, так как именно они были тогда самым ходовым
товаром на бирже и с акциями железнодорожных компаний проводили
наибольшее число спекуляций. Каждой акции присваивался равный вес, и
индекс рассчитывался, исходя из процентного изменения цены акций
безотносительно к капитализации компании. Этот первый индекс помогал
определить основное направление рынка, но Доу на этом не остановился. В
1896 году в The Wall Street Journal было уже два индекса: Dow Jones
Railroad Average и Dow Jones Industrial Average. Впоследствии, уже
после смерти Доу, появился и Dow Jones Utility Index (1929 год).
В Dow Jones Railroad Average входило 20 акций железнодорожных
компаний. Позднее, с ослаблением бума строительства железных дорог и с
развитием других видов транспорта, он был переименован в Dow Jones
Transportation Index. Однако не он стал на многие годы финансовым
индикатором фондового рынка США. Эта доля выпала на Dow Jones
Industrial Average. Первоначально в него входило 12 компаний с
бизнесом, отличным от железнодорожного. К 1916 году индекс разросся до
20 компаний, а в 1928 году -- до окончательной отметки в 30 компаний. И
до сих пор, несмотря на появление множества других индексов, Dow Jones
Industrial Average остается одним из самых популярных индикаторов, на
который ориентируются инвесторы не только США, но и всего мира. В
момент создания индекса Доу присвоил ему значение в 100 пунктов. Только
в 1966 году его детище преодолело отметку 1000 пунктов, а с 1982 года
индекс ниже нее уже не опускался. В начале 2000 года Dow Jones
Industrial Average достиг максимальной своей отметки в 11 750 пунктов.
Впрочем, почтенный возраст индекса вызывает не только уважение,
но и критику. Многие трейдеры сейчас недоумевают, почему главный
индикатор фондовой Америки считается по принципам столетней давности.
Так, при расчете индекса не учитывается капитализация компании и ее вес
принимается равным остальным. Поэтому изменение стоимости акции самой
большой компании равносильно аналогичному в процентном отношении
изменению стоимости самой маленькой, хотя изменение первой ведет к
существенно большему перетоку средств. Кроме того, критикуют и состав
индекса. В XX веке 30 компаний вполне отражали полную картину
экономики, но сейчас ситуация явно изменилась. Более современные
индексы учитывают вес компаний, да и состав их базируется на более
широком представлении компаний -- нередко 100, 500 и даже больше.
Ожившая теория
Чарльз Доу умер в 1902 году. Однако его влияние на фондовый
рынок сохранилось и после смерти. Внимательные читатели вывели из
индексов и публикаций Доу теорию, которую и назвали в его честь.
Впервые она была представлена в 1902 году в книге С. А. Нильсона "The
ABC of Stock Speculation". Сам Доу никогда не писал про себя и тем
более не издавал книг. Нильсон в своей книге признает Доу ни много ни
мало великой интеллектуальной силой Уолл-стрит и презентует теорию Доу.
Неизвестно, подозревал ли сам Чарльз о прогностических свойствах
своих индексов, но Нильсон их нашел. Строится теория на предположении,
что успешность деятельности железных дорог тесно увязана с состоянием
промышленности. То есть чем больше выпускается товаров, тем больше
прибыли у перевозчиков, и наоборот. Таким образом, движение обоих
индексов, Dow Jones Railroad Average и Dow Jones Industrial Average, в
одном направлении и пересечение их максимумов или минимумов с высокой
вероятностью говорит о существовании сильного тренда в этом
направлении. В дальнейшем теорию развил Бенджамин Грэм (см. "Деньги"
#10 от 17 марта 2003 года), введя пятипроцентный коридор для оценки
момента возникновения тренда. Конечно, сейчас это положение теории Доу
использовать затруднительно. В современный Dow Jones Transportation
Index входит множество компаний, которые занимаются коммерческим
туризмом, не связанным с перевозкой грузов. А в Dow Jones Industrial
Average включены компании, чья продукция не требует транспортировки.
Но есть и другое положение теории Доу, позволяющее проводить
технический анализ, а не фундаментальный. Оно гласит, что есть три типа
движения рынка. Основной тренд длится несколько лет и может быть как
"бычьим", так и "медвежьим". Движения второго порядка длятся от
нескольких недель до нескольких месяцев и могут идти в противоположном
основному тренду направлении. Движения третьего порядка представляют
собой колебания с периодом в несколько дней. Весьма похоже на более
позднюю теорию циклов. Эта часть теории Доу была взята из его
собственной редакторской колонки. В ней Чарльз иногда описывал свои
наблюдения рынка, но сам не видел в этом каких-либо закономерностей.
Более того, Чарльз Доу был приверженцем фундаментального анализа,
считая, что цена акций определяется показателями компании. Впрочем, во
времена Доу не было даже технического анализа в его полноценной форме,
да и фундаментальный только начинал развиваться. Так что оба положения
теории можно считать уникальными -- и не важно, насколько они полезны
именно сейчас.
|