Денежная реформа в той или иной форме их осуществления имели место в истории многих стран на протяжении последних 50 лет. В первую очередь, она была вызвана необходимостью ликвидации последствий второй мировой войны. В ходе реформы из обращения изымались старые денежные знаки и вводились новые. Самой известной и удачной из европейских реформ можно считать денежную реформу в Германии, проведенную Эрхардом в 1948 г. В ночь на 21 июня 1948 г. старые рейхсмарки были объявлены недействительными и введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель получил 40 дойчмарок, в последующем было добавлено еще 20 дойчмарок. Обязательства банков и учреждений бывшего рейха были в основном аннулированы через три дня. После денежной реформы была проведена реформа цен. В результате за годичный подготовительный период и последующие годы соответствующей экономической политики было создано экономически мощное государство со стабильной денежной системой.
В 1980—90-х годах денежные реформы с целью борьбы с инфляцией были проведены в ряде стран Латинской Америки. Основное содержание этих реформ сводилось к уменьшению количества ну лей на купюрах. Одновременно проводился ряд мер по ограничению роста денежной массы, уменьшению бюджетного дефицита, установлению контроля за заработной платой и ценами.
Свою лепту в стабилизацию экономической системы внесли и международные финансовые институты, списав часть задолженности этих стран. Это улучшило структуру их экспорта и импорта, позволило увеличить доходы в твердой валюте.
Денежные реформы советского периода были вызваны экономическими причинами и соответственно преследовали цели, согласующиеся со здравым экономическим смыслом. Вполне очевидно, что управление инфляцией в обстановке реформирования централизованной экономики предполагает обращение к нестандартным мерам, поскольку специфичны сама природа инфляции, ее причины, мето ды проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порожденной конкретными условиями, противоречиями переходного периода.
При разработке различных вариантов развития экономики стран СНГ в зависимости от глубины и последовательности преобразований предполагалось, что переход к свободным ценам неизбежно приведет к их повышению. Это вытекало из теоретических рассуждений и расчетов, об этом говорил опыт других стран, например Венгрии, Польши, Югославии. Намечалось, что освобождение цен явится предпосылкой перехода к ценам равновесия, к последующей стабилизации общего уровня цен. О такого рода сценариях упоминалось в программных документах, говорилось в прогнозах.
Обосновывая путь решительных преобразований и отметая методы «косметического ремонта», Я. Корнай, в частности, писал: «Одной из основных задач «хирургической операции» является приостановка инфляционного процесса». Необходимо перейти к свобод ной игре цен, и в этой ситуации «при определенном уровне цен будет достигнуто равновесие». Даже если уровень цен превысит среднюю норму инфляции, какой она была раньше, «это все же не приведет к ускорению инфляции в будущем» 1 .
Следует признать, что ни в Венгрии, ни в России, ни в других странах, вставших на путь экономических преобразований, расчеты на укрощение стихии цен и пробуждение заинтересованности у производителей - поскольку будет введен в действие новый хозяйственный механизм - не оправдались. Запустить новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой, от централизованно управляемой — к основанной на действии рыночных сил, натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не
Корнай Я. Путь к свободной экономике - М., 1990. С. 72,73
отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В случае затяжного инфляционного «заболевания» складывается ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на по пытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.